Главная » Статьи » Сочинения » Блок А.А. |
Анализ поэмы "Двенадцать"
Гиппиус называла А.А. Блока «потерянное дитя», тем самым подчёркивая трагичность фигуры поэта в нашей национальной истории. Действительно, Блок трагичен своим образом романтика в революции, образом гения, охваченного стихией революции. Трагичен он и своим запоздалым постижением той цены, которую заплатила вся Россия и русская интеллигенция и за дьявольское наваждение – уверенность в том, что к светлому будущему можно прийти через разрушения, кровь, смерть. Блок, очевидец «страшных лет России», со всей своей гениальностью отобразил процесс русской революции в поэме «Двенадцать», своём самом значимом, самом нетленном творении, потому что именно в этой поэме автор подводит итог безрассудному увлечению русской интеллигенции идей революции. Пожалуй, в творчестве Блока нет другого создания, возбудившего столь бурную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». Это одно из самых выдающихся современных произведений русской поэзии начала XX века «Двенадцать» - объективный дневник революционных событий. В основе «Двенадцати» конфликт, борьба старого и нового, борьба двух «миров». Поэма начинается словами: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер — На всем божьем свете! В мир ворвалась стихия, ветер. Эта стихия набирает силу, придается разгулу, смешивается с вьюгой и всё это обрушивается на город, на души людей. Уже появляются приметы нового времени – плакаты, истрепанный флаг с надпись: «Вся власть – Учредительному собранию!» - поношенность которого выступает символом уходящего времени. И главное – идут двенадцать солдат. Уже чувствуется, что сейчас происходит что-то важное : в борьбу вступили хаос и гармония, свет и тьма. Но не двенадцать воплощают ту мировую гармонию, идею света. Они скорее – ночная душа города, мира грабежа, убийства: Пальнём-ка пулей в Святую Русь — И вид у них, как у каторжников: В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз. Эта карточная масть – символ неволи, знак заключенных. Куда и зачем они идут? И что значит их радостный рефрен: Свобода, свобода, Эх,эх без креста! Становится ясно, эти люди готовы к разрушению и насилию: «Выпить кровушки за зазнобушку». Поэт подчёркивает в человеке два начала: чёрное бесовское и белое Христово. Блок, как романтик, был убеждён, что из стихий должна являться на свет гармония. Но мы видим, что шествия двенадцати «апостолов» революции замыкает пёс – символ дикого, необузданно злого, жестокого начала. И только где-то далеко впереди, за снежной завесой, видна фигура того, от кого они отказались, сняв с себя крест, - Христос. Сами же они удивляются тому, как тьма кругом : «Эка тьма!». И это не только темнота ночи, эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты. Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что понимает свободу, как возможность действовать безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах! Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они стыдят товарища за то, что тот «расклеился», говорят о том, что не ничего предосудительного в убийстве ради идеи. Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути, но то, что Петька переживает из-за, свидетельствует о том, что в нём есть совесть, чувство, которое Блок считал, памятью о Боге. Совесть убийцы в данном случае трансформируется в страх. И тут появляется Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Чуковский говорил: «Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его тоска вселенская: не о случайных … изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия». Эта беда – безверие, отсутствие морального закона. Блок верил, что Иисус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не разучилась ещё терзаться угрызениями совести. | |
Просмотров: 392 | | |
Всего комментариев: 0 | |