Главная » Статьи » Русский » Русского языка

Научный стиль

    Научный стиль

  Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. 
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. 
В научном стиле можно выделить следующие разновидности: 
1) собственно научный стиль (присущий научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам), 
2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией), 
3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся). 
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: 
на уровне лексики: 
-     насыщенность терминами данной науки; 
-     использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование; 
-     употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц); 
-     частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому; 
на уровне морфологии: 
-     редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа; 
-     специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), 
-     использование причастий и деепричастий и оборотов с ними; 
на синтаксическом уровне: 
-     употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; 
-     неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; 
-     частые цитаты, ссылки; 
-     использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем. 
Основные типы речи – рассуждение, описание. 
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия. 
В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике: 
-     «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].» 
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля: 
– лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический; 
– символ Р (презумпция) в качестве компонента текста; 
– слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение; 
– отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой; 
– слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный; 
– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности; 
– сложное предложение с условным подчинительным союзом если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения; 
– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б); 
Категория: Русского языка | Добавил: Pikal (12.12.2011)
Просмотров: 1016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]